«Ваш ребенок –
пятиклассник»
Каждый новый
период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями.
Особенно остро такие трудности переживают дети. Только ребенок привык к
условиям начальной школы, любимой учительнице, одноклассникам, как приходится
снова привыкать к другим условиям, переходя в 5 класс. А здесь уже не одна
учительница и не один кабинет.
Проблема
адаптации учеников актуальна на всех
этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост
проблем – учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно
заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не
только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями
предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.
Некоторые проблемы
пятиклассников:
- в письменных
работах пропускает буквы;
- не умеет
применять правила, хотя знает их формулировку;
- с трудом
решает математические задачи;
- плохо владеет умением пересказа;
- невнимателен
и рассеян;
- неусидчив во
время занятий, индивидуальной работы;
- не умеет
работать самостоятельно;
- с трудом
понимает объяснения учителя;
- постоянно
что-то и где-то забывает;
- плохо
ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради);
- испытывает
страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
- часто меняет приятелей, ни с кем не
дружит подолгу;
Рекомендации
родителям пятиклассника
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать
спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни Вашего ребенка
происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать
проблемы в школе.
Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился
за урок. Перерыв ему просто необходим.
§ Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не
делайте их сами. Если ребенок обращается к Вам с вопросами, помогите ему найти
ответы самостоятельно, а не подсказывая их. Продемонстрируйте свой интерес к
этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения
наилучшим образом.
§ Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка о его
успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет
особых поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем своего ребенка не
реже, чем раз в два месяца. Интересуясь успехами ребенка у учителей, НЕ делайте
это в присутствии школьника.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе
важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного
развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать
анекдоты, которые взрослым часто кажутся не смешными и глупыми. Важно, чтобы
взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским
шуткам и умели использовать юмор в своих целях.
Выработайте единую тактику в общении с ребенком. А свои
разногласия по поводу того, что "педагогично", а что нет - решайте
без него. Противоречия в требованиях взрослых вынуждают ученика
приспосабливаться, хитрить, лгать или приводят к тому, что ребенок начинает
пренебрегать всеми требованиями вообще.
Помните, что течение учебного года есть
"критические" периоды, когда пятикласснику учиться становится
сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Это
первые 4-6 недель в начале учебного года, первая неделя после зимних каникул и
переход от зимы к весне. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к
состоянию ребенка.
Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Обязательно спрашивайте о его одноклассниках, событиях в школе, учебных
предметах, педагогах Не связывайте
оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Выяснив, что интересует Вашего ребенка, постарайтесь
установить связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе.
Кодекс истинного
родителя:
- Если родители
требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много
и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
- Если родители
требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни
собственному ребенку.
- Если родители
требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают
условия для формирования у ребенка умения трудиться.
- Если родители
хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных
ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
- Если родители
хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам,
они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
- Если родители
хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность
иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если
сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
- Если родители
хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами
вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Хотелось бы, чтобы наши советы помогли Вам и Вашему ребёнку
быстрее адаптироваться к 5-му классу!
|