Когда устаешь выглядывать в окна и обзванивать друзей
пропавшего куда-то ребенка, хвататься за сердце и бегать по кварталу с
вопросом: «Не видели такой девочки с косичкой?» — встает вопрос о покупке
мобильного телефона.
Мобильный телефон — вещь полезная. Мы это прекрасно
понимаем, мы знаем, как им пользоваться, и даже не задумываемся о том, что наши
дети придумывают для этой высокотехнологичной штучки совсем не те способы
употребления, о которых думаем мы. Мы почему—то полагаем, что детям известно о
телефоне все то, что и нам самим. Мы думаем, что он нужен нашим детям для того,
чтобы держать с нами связь. А они думают — он для того, чтобы извлечь из него
максимум удовольствия. Из нестыковки этих целей произрастают конфликты и
полуобморочные состояния, которых можно было бы избежать, если бы кое о чем
вовремя задуматься. Недешевая игрушка.
Мало купить ребенку телефон. Надо еще объяснить все, начиная
с азов — на какие кнопки нажимать, чтобы ответить и закончить разговор, где
искать адреса, когда заряжать аккумулятор, какие звонки дороже, какие дешевле,
сколько можно разговаривать.
Читайте руководство вместе с ребенком.
Есть такая функция!
Дитя постарше, одаренное телефоном, прыгает от счастья
первые пять минут. А потом оказывается, что оно рассчитывает на дорогую штучку
с цветным дисплеем, полифонией, фотокамерой, диктофоном, выходом в Интернет и
другими прибамбасами. И совершенно не в восторге от простенькой трубки,
позволяющей только звонить и писать сообщения. "У всего класса нормальные
мобильники, а у меня этот отстой!" — жалуется ребенок.
Между тем очень часто с "нормальными мобильниками"
в классе ходят два-три законодателя мод, а у остальных родители помнят основное
предназначение телефона и учитывают, что их в школе теряют и крадут.
Впрочем, современный школьник ценит не столько неземную
красоту и дороговизну мобильника, сколько набор функций. Ему непременно нужна
камера, WAP и GPRS, даже если он не знает, что это такое; с него достаточно
знания, что это самое — чтобы все скачивать. Школьник ценит не столько красоту
и дороговизну мобильника, сколько набор функций.
На уроках, на переменах, дома — вместо обеда и уроков,
вечером под одеялом — вместо сна — наши дети жмут кнопочки, рассылая SMS—ки, и
с замиранием сердца ожидают ответа.
Детализация счета ребенка, как правило, показывает, что
больше всего денег он тратит на мелодии, картинки, анекдоты и тому подобное и
SMS—переписку. Затем идут звонки друзьям, и уже ничтожная часть тратится на то,
ради чего телефон и покупался — связь с родителями.
Когда чадо теряется в пампасах — его телефон, как правило,
оказывается отключенным. Первый, и главный, совет маме в этих случаях — не
сходить с ума и не звонить в милицию и морги: три самых вероятных варианта —
телефон разрядился, потерян или деньги кончились, часа через два ребенок
вспомнит о семье и объявится.
Не забудьте выключить
телефон!
Некоторые родители почему-то думают, что их дети уже
рождаются со знанием простых правил этики. Им даже в голову не приходит
объяснять такие элементарные, с их точки зрения, вещи своим отпрыскам. А
отпрыски эти, как неожиданно выясняется, видят в требовании выключить телефон
самодурство взрослых и нарушение своих прав. Они умудряются болтать по телефону
на уроке, посылать на контрольных друг другу подсказки по SMS: "У тебя че
в 8 номере?" — "x квадрат". Им и в голову не приходит, что включенный
телефон на уроке, лекции или в театре — это неприлично и непозволительно. В
мире борются с этой напастью очень жестко: в Нью-Йорке пару лет назад телефоны
запретили вносить в школьные здания и хранить даже в выключенном виде в
гардеробных шкафчиках. Иначе телефон просто изымают, невзирая на справедливое
возмущение семей.
Почему меня все
контрлируют?
Заказать детализацию счета — совсем нелишне: в конце концов,
это ваши деньги. Но глупо было бы изучать счет самостоятельно и потом учинять
репрессии — чадо надуется и постарается лучше шифроваться, вот и все.
Посмотрите на счет вместе с ребенком, и он наверняка будет искренне потрясен
тем, какие суммы на какие глупости он тратит. Детализация счета объясняет
ребенку, на что и в каком количестве он тратит деньги.
Детализация счета не должна быть инструментом репрессии,
вводимым, как в этом случае, после из ряда вон выходящего события. Это
нормальный инструмент планирования, позволяющий очень наглядно объяснить
ребенку, на что и в каком количестве он тратит деньги. Прежде всего,
естественно, надо договариваться, что приемлемо, а что нет. Договоритесь, как
часто можно заказывать или скачивать мелодии или картинки, какими сервисами
можно пользоваться, а какими лучше не стоит.
Эксцессы на первых порах неминуемы: ребенок, вооруженный
телефоном, все равно сунет свой нос всюду, куда дотянется, даже если и было
строго сказано "нельзя". Карать стоит не за первое, а за повторное
или систематическое нарушение договоренностей. Пусть ребенок учится планировать
свои расходы. Лучшая политика — полная открытость и сотрудничество с ребенком,
компромисс между его и вашими интересами.
И наконец, посмотрите, отчего это вашего ребенка так тянет
общаться с кем попало и менять по десять мелодий в день. Если он проводит часы
за рассылкой SMS-ок, значит, ему скучно и одиноко, и никакое "сел бы
книжку почитал" эту проблему не решит. А значит, надо подыскать ему новые
впечатления, поле деятельности и круг общения вне школы. Если он такой
специалист по нажиманию кнопочек — поищите компьютерные курсы или кружок. Ищите
театральную студию, секцию, бассейн, тренинги по общению, хорошие языковые
курсы, срочно задумайтесь, чем занять свое дитя на ближайших каникулах, откуда
он будет получать впечатления, с кем общаться, если сидит один дома, а вы на
работе. Бесполезную дорогую игрушку, на которую зря уходят деньги и время,
вполне можно превратить в обыкновенное средство связи, а также воспитания воли
и обучения планированию. Надо только этим заняться
|