Пояснительная
записка
Данная рабочая программа предназначена для учащихся МКОУ СОШ №18
х Демино и рассчитана на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе государственного
стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования
и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы
программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др.) // Программно-методические материалы:
Русский язык 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова, - М.: ДРОФА.
2010.-С. 63-110.
Количество часов на изучение русского
языка в 8 классе – 102.
Из них - 17 на развитие речи.
Количество часов в неделю – 3.
Основные цели:
- формирование у
учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и
навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться
богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,
- воспитание
бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области
языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают
следующие задачи:
- дать учащимся
представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении,
о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить
усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии,
орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса,
пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
- развивать речь
учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй
речи;
- способствовать
усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и
навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех
основных видах речевой деятельности;
- формировать и
совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
Требования
к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе
языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь: речевая
деятельность:
аудирование:
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию прослушанного текста;
• фиксировать информацию прослушанного
текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
• определять принадлежность аудируемого
текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
• рецензировать устный
ответ учащегося;
• задавать вопросы по
прослушанному тексту;
• отвечать на вопросы
по содержанию текста;
• слушать информацию теле- и радиопередачи
с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя
из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с
иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
• используя
просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а
в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
• при необходимости
переходить на изучающее чтение;
• читать и
пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
• пересказывая текст,
отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
• вести репортаж о
школьной жизни;
• строить небольшое
по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
• создавать связное
монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства,
текста-описания;
• составлять
инструкции по применению того или иного правила;
• принимать участие в
диалогах различных видов;
• адекватно
реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и
т.п.
письмо:
• пересказывать
фрагмент прослушанного текста;
• пересказывать прочитанные
публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые
особенности исходного текста;
• создавать
сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику,
рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с
элементами повествования или
рассуждения, репортаж о событии;
• писать заметки,
рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка
(выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию),
риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды
однородных членов,
многосоюзие и т.д.);
• составлять деловые
бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
• находить в журналах,
газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
• распознавать
характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
• правильно
произносить слова с учетом вариантов произношения;
• оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и
словообразование:
• разъяснять значение
слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные
модели слов;
• разбирать слова,
иллюстрирующие разные способы словообразования;
• пользоваться
разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и
фразеология:
• разъяснять значение
слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых
словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
• оценивать
уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
• находить в
художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
• распознавать части
речи и их формы;
• соблюдать морфологические нормы
формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических
трудностей;
• опираться на
морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
•применять
орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм,
опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и
пунктуация:
• опознавать,
правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
• различать простые
предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и
стилистических свойств;
• правильно
и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными,
обособленными членами;
• правильно строить
предложения с обособленными членами;
• проводить
интонационный анализ простого предложения;
• выразительно читать
простые предложения изученных конструкций;
• проводить
интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного
разбора;
• использовать
различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
• владеть правильным
способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять
пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме
специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
предложений, самостоятельно подбирать
примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной и
итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический,
цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с
грамматическим заданием,
тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения,
сочинение на свободную тему,
сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую
тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа,
индивидуальный контроль (карточки), работа
с перфокартами, комплексный анализ текста.
К концу 8 класса учащиеся
должны уметь:
- произносить
предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить
смысловой центр предложения;
- правильно
ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить
грамматическую основу предложения;
- различать
основные типы сказуемого;
- различать виды
второстепенных членов предложения;
- определять
многозначные члены предложения;
- использовать
синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды
односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно
строить предложения с однородными
членами и обособленными членами;
- изменять
предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими
конструкциями;
- правильно
интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать
и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности
изученных синтаксических единиц;
- составлять
тезисные планы.
Прогнозирование результатов:
-
получить
успеваемость 100%;
-
продолжить
работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
|